Главная | Контакты | |||||||||||||
История | Раскопки | Музей | Заповедник | Городище | Хора | Окрестности |
Доколонизационный период |
по Г.Д. Белову        Для изучения истории Херсонеса мы располагаем двумя группами источников: письменными и вещественно-археологическими. Первая группа, количественно небольшая, состоит из сведений, содержащихся в сочинениях греческих, римских, византийских, арабских и других писателей; кроме того, известия о Херсонесе встречаются в некоторых житиях святых, в письмах современников, в русских летописях, в договорах русских князей с Византией и т. п.        За небольшими исключениями, сведения письменных источников о Херсонесе весьма отрывочны и освещают лишь отдельные моменты из его истории. Особую группу письменных источников, весьма многочисленную, составляют эпиграфические памятники, находимые при раскопках.        Самое раннее известие о Херсонесе восходит ко второй половине IV в. до н. э. Оно содержится в сочинении, носящем название «Перипл» («Описание моря»), приписываемом греческому автору Скилаку Кариандскому. Следующее известие, являющееся основным источником, свидетельствующим об основании Херсонеса Гераклеей и Делосом, имеется в «Периэгесе» («Землеописании») конца II в. до н. э., приписываемом писателю Скимну Хиосскому. Однако, это «Землеописание» не принадлежит ему, а восходит к более ранним сочинениям - исторической географии Эфора и географии Димитрия из Каллатии (последний жил в конце III в. до н.э. и хорошо знал географию Понта).        Наиболее подробное и полное описание Крыма дает географ Страбон, живший в начале I в. н. э. В его «Географии» подробно изложен митридатовский период истории Крыма (конец II-I вв. до н. э.). Уделено в ней достаточно места и описанию Херсонеса и его окрестностей. Сам Страбон в Крыму, однако, не был и для истории Херсонеса пользовался другими авторами, в частности, Димитрием из Каллатии.        Более поздние греческие писатели, кратко упоминающие о Херсонесе, большей частью пользовались сочинениями своих предшественников, поэтому нового о Херсонесе они сообщают мало. Таковыми являются: Иосиф Флавий, современник императоров из династии Флавиев; Мемнон, живший в конце I - начале II в.; Флегонт из Тралл, который жил при императоре Адриане;        Аппиан - современник Адриана и Антонина; Птолемей и Полиен - современники Марка Аврелия; Стефан Византийский и Псевдо-Арриан - писатели V в. н. э.        Из римских писателей краткие сведения о Херсонесе сообщают: Плиний Старший, Помпоний Мела, Трог Помпей и др.        Для истории средневекового Херсонеса (или Херсона, как он назывался в средние века в византийских источниках, или Корсуня - в памятниках древнерусской письменности) ценные сведения сообщают византийские писатели. Прокопий в трактате «О постройках» пишет, что при строительстве укреплений в Крыму в правление Юстиниана I были восстановлены и стены Херсонеса. Готский историк Иордан в сочинении «О готах» сообщает о варварском населении Крыма, о племенах гуннов, живших по соседству с Херсонесом, и о торговле последнего с Азией. Писатели Феофан, патриарх Никифор и Константин Манассия рассказывают о событиях, связанных со ссылкой в Херсонес Юстиниана II, об осаде им Херсонеса и т. д. Сосланный в Херсонес римский папа Мартин I в своих письмах дает характеристику экономического положения города в середине VII в.        Византийский император Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении государством» посвятил истории Херсонеса особую главу (53-ю). Он подробно говорит о войнах Рима с варварами в Крыму и на Балканах и о том активном участии, которое принимал в этих войнах Херсонес. В основу истории Херсонеса Константином был положен, по-видимому, какой-то местный херсонесский источник, отличавшийся чрезмерной патриотичностью, вследствие чего некоторые из сообщаемых им сведений следует считать маловероятными и даже анекдотичными. Весьма ценными зато являются советы Константина сыну Роману, характеризующие современное ему (середина Х в.) политическое и экономическое положение Херсонеса: торговые связи города с Малой Азией, взаимоотношения Херсонеса с местными племенами и самой Византией и т. п.        Для истории раннего христианства в Херсонесе сохранился целый ряд источников. О пребывании здесь в ссылке папы Климента сообщают: его «Житие», так называемая «Итальянская легенда» - об открытии его мощей; письмо ватиканского библиотекаря Анастасия, написанное со слов очевидца перенесения мощей находившегося в ссылке в Херсонесе в середине IX в. епископа Митрофана; «Память и житие св. Кирилла». Последнее, помимо сведений, относящихся к открытию мощей Климента, сообщает о посещении Кириллом и Мефодием Херсонеса в 960-е годы и о миссионерской деятельности Кирилла среди хазар.        Жития епископов херсонских повествуют о первых христианских миссионерах, подвизавшихся в Херсонесе в начале IV в.        Русская тема в истории Херсонеса освещается источниками как русскими, так и иностранными. «Житие Георгия Амастридского» содержит рассказ о нашествии русских на города Малой Азии, расположенные на берегу Черного моря. «Житие Стефана Сурожского» говорит о нападении русского князя Бравлина на южное побережье Крыма. О походах русских князей на Константинополь свидетельствуют патриарх Фотий, русские летописи и договоры русских князей с Византией. О событиях, связанных с походом на Херсонес-Корсунь князя Владимира, повествуют главным образом русские источники: летописи, «Житие Владимира», «Похвала» Владимиру, «Слово» митрополита Иллариона и др.; отчасти и иностранные: византийские писатели - Лев Диакон, Михаил Пселл, Кедрин, Зонара, армянский историк Асохик, арабские авторы - Ал-Мекин, Ибн-ал-Асир и др.        Для дальнейшей истории Херсонеса важными источниками продолжают оставаться некоторые русские памятники. Так, летопись под 1066 г. рассказывает об отравлении херсонесским «котопаном» (котопан или стратиг – военачальник, назначавшийся византийским императором) Тмутараканского князя Ростислава Владимировича; в ней же говорится о восстании Херсонеса против Византии в 1073-1074 гг.; в «Киево-Печерском патерике» есть рассказ о торговле русскими пленниками в Корсуни;«Слово о полку Игореве» упоминает Корсунь в числе земель «незнаемых» и т. д.        О зависимости Херсонеса от Трапезунтской империи в начале XIII в. и об ограблении турками Херсонеса и Крымского побережья имеются сведения в «Сказании о чудесах Евгения Трапезунтского».        О внешнем положении Херсонеса и о внутренних волнениях в городе, происходивших около 1240 г., мы узнаем из «Аланского послания» епископа Феодора.        Краткие упоминания о Херсонесе в XIII—XIV вв. имеются у арабских писателей: Идриси, Ибн-ал-Асира, Исмаила Абул-Феды, а также у французского посла Рубрука. Последний видел монастырь на островке в окрестностях Херсонеса при следовании своем на корабле к монгольскому хану в 1253 г.        Материалы о тяжелом положении Херсонской митрополии и о тяжбах ее митрополита с другими митрополитами в XIV в. содержатся в актах Константинопольского патриархата.        Известия о Херсонесе в XIV-XV вв. становятся все более краткими и редкими, причем чаще упоминаются херсонские митрополиты, нежели самый город, окончательно утративший свое торговое значение.        Итальянские путешественники XIV-XV вв., однако, продолжают отмечать Херсонес, например, на карте Висконти, на каталонской карте 1375 г., на картах Бенинказы 1476 и 1480 гг., Барбаро и др. Но название города уже сильно искажается, Херсонес на них пишется: Керсона, Герезонда, Сарсоно, Зурзона и т. д. Турки называли Херсонес Сары-керман (желтая крепость).        Упоминания о Херсонесе в XV-XVI вв. следует отнести уже не к городу, а к его развалинам, так как на рубеже XIV-XV вв. Херсонес был сожжен и разрушен. |