Доколонизационный период

Античный период

Средневековый период

Известия древних писателей о Херсонесе

Каменный архив Херсонеса

Херсонесские сказки

Вопросы специалистам

 
Античный период

  • Источники по истории Херсонеса
  • Основание Херсонеса
  • Ранняя история Херсонеса
  • Экономический расцвет города
  • Эпоха скифо-херсонесских войн
  • Походы Диофанта
  • Римские войска в Херсонесе
  • Херсонес в римский период
  • Население Херсонеса в первые века Н.Э.
  • Позднеантичный Херсонес

    ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ХЕРСОНЕСА

           Херсонес Таврический был основан значительно позже большинства греческих городов Северного Причерноморья греками-дорийцами из Гераклеи Понтийской (совр. Эрегли, Турция) в местности, населенной сравнительно отсталыми племенами тавров, менее подготовленными к установлению тесных контактов с греками, чем другие автохтонные обитатели Северного Причерноморья. Все это отразилось на истории и государственном устройстве Херсонеса.
           Название Херсонес, зафиксированное в надписях на камне, на монетах, и в трудах древних историков и географов, иногда сопровождалось дополнительным определением местонахождения города: «Херсонес Таврической (земли)» (Арриан), а официальные херсонесские эпиграфические документы первых веков н.э. начинались формулой «народ херсонесцев, что в Таврике». Двойное название - Гераклея Херронес - приводит Плиний. Он же сообщает, что раньше этот город назывался Мегарика. Но это свидетельство никакими другими источниками пока не подтверждено.

    ОСНОВАНИЕ ХЕРСОНЕСА [вверх]

           Время и обстоятельства возникновения Херсонеса остаются далеко неясными и дискуссионными. Известия о начальном периоде истории полиса единичны и отрывочны. Самое раннее упоминание, восходящее к середине IV в. до н.э., содержится в перипле Псевдо-Скилака, где Херсонес назван торговым городом (перипл - жанр древнегреческой географической литературы, буквально: «плавание вокруг» - кругосветное плавание).
           Сведения о том, что город был основан по прорицанию дельфийского оракула гераклейцами совместно с жителями о. Делос, приводит другой источник - Псевдо-Скимн. Участие делосцев в колонизации никак не отразилось на дальнейшем развитии херсонесской истории и культуры, хотя некоторые связи Херсонеса с Делосом и Дельфами прослеживаются и позднее. Напротив, Гераклея Понтийская всегда рассматривалась херсонеситами как их метрополия, с которой Херсонес постоянно поддерживал самые тесные отношения. Анализируя указанное свидетельство, ученые высказали предположение, что основание Херсонеса могло произойти в 422-421 г. до н.э., во время Пелопоннесской войны. Эта дата сейчас считается общепринятой.
           Однако ранние материалы из раскопок Херсонесского городища позволили выдвинуть предположения, что либо на месте Херсонеса могло существовать предшествующее ему ионийское поселение, возникшее еще в VI в. до н.э., возможно - торговая фактория греков, либо основание города следует относить к более раннему времени - около рубежа VI-V вв. до н.э. Эти гипотезы требуют дальнейшей проверки.
           Последующая история Херсонеса также слабо освещена письменными источниками, в которых он, как правило, лишь упоминается, иногда - с предельно сжатой характеристикой (Арриан, Иосиф Флавий, Помпоний Мела, Клавдий Птолемей, Флегонт Траллийский, Стефан Византийский и другие авторы). Более подробные сведения приводят Страбон, Плиний Старший, Полиен. Из позднейших авторов отметим сочинение Константина Багрянородного «Об управлении империей», в котором, вероятно, были использованы какие-то местные легенды и хроники. Античные авторы упоминают также три наиболее крупных населенных пункта, принадлежавших Херсонесу в период максимального расширения подвластной ему территории в Западном Крыму в IV-III вв. до н.э. - Керкинитиду, Прекрасную Гавань (по-гречески Калос Лимен) и «старый» Херсонес.

    РАННЯЯ ИСТОРИЯ ХЕРСОНЕСА [вверх]

           Сумма добытой в результате многолетних археологических исследований информации в совокупности с данными письменных источников позволяет в самых общих чертах проследить историю Херсонесского государства в античную эпоху.
           Основанный на территории Юго-Западной Таврики дорийский Херсонес примерно до середины IV в. до н.э. оставался, по-видимому, небольшим городом. Можно предполагать, что на начальном этапе в его экономике значительное место занимала греческая морская транзитная торговля. Херсонес занимал очень выгодное положение на морских торговых путях, являясь самым близким к Понту городом северного побережья. Все корабли, которые шли с южного берега Черного моря или из Греции в Северное Причерноморье, пересекая Понт Эвксинский, должны были обязательно останавливаться в гавани Херсонеса. Но преимущества такого расположения города сказались не сразу, так как греки стали регулярно использовать прямой путь через Черное море между Синопой и Херсонесом не ранее начала IV в. до н.э. Как показывают нумизматические материалы, роль важного транзитного пункта морской торговли Херсонес сохранял и в более позднее время.
           На протяжении всей своей античной истории Херсонес оставался демократическим рабовладельческим государством. Высшим органом республики были народное собрание и совет. Исполнительная власть находилась в руках нескольких коллегий. Главной была, по-видимому, коллегия архонтов во главе с первым архонтом. Коллегия стратегов ведала военными делами, коллегия номофилаков следила за соблюдением законов и т. д. Действовали также коллегии астиномов и агораномов, наблюдавшие за торговлей, чеканкой монеты, правильностью мер веса и объема. В первые века существования Херсонеса в городе существовала должность «царя», имевшая священный характер: «царь» был эпонимом, т.е. его именем назывался год. Позднее эту должность упразднили, функции эпонима были приданы главному божеству Херсонеса, богине Деве, которая стала именоваться «царствующей».
           Как правило, руководящая роль во всех городских органах власти принадлежала крупнейшим землевладельцам. Часто одни и те же лица выбирались многократно на разные должности. Так, из надписи III в. до н.э. мы узнаем, что некий Агасикл, сын Ктесия, был и стратегом, и жрецом, и агораномом, и гимнасиархом, руководил строительством оборонительных стен и устройством рынка, заботился о гарнизоне города и производил размежевку виноградников.
           О земельных владениях города и удельном весе земледелия в его экономике почти ничего не известно. Неясными остаются и взаимоотношения Херсонеса с окружающим его местным населением - таврами. Археологические данные позволяют говорить об отсутствии торговых контактов с населением крымских предгорий и гор. Есть основания предполагать, что с самого начала херсонесско-таврские взаимоотношения были, по меньшей мере, натянутыми, а может быть и враждебными. Так же, как и Херсонес, небольшим самостоятельным полисом была в этот период и Керкинитида, расположенная в Северо-Западном равнинном Крыму и связанная, по-видимому, своими интересами с Ольвией.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЦВЕТ ГОРОДА [вверх]

           Положение города начинает изменяться в IV в. до н.э. Не позднее второй четверти столетия на Маячном полуострове, в 10 км от Херсонеса, возникает первое крупное, по-видимому, военно-хозяйственное поселение, положившее начало освоению Гераклейского полуострова (в современной научной литературе это поселение именуют «Старым Херсонесом Страбона»). Вероятно, в пределах второй половины IV в. до н.э. в состав Херсонеса включается вся остальная территория Гераклейского полуострова, которая становится на весь последующий период истории полиса его основной сельскохозяйственной базой. Не исключено, что, как это было свойственно многим дорийским полисам, освоение Гераклейского полуострова сопровождалось вытеснением и, возможно, подчинением части туземного таврского населения.
           Около середины IV в. до н.э. началась экспансия Херсонеса в плодородные равнинные районы Северо-Западного Крыма. Она сопровождалась подчинением Керкинитиды и хозяйственным освоением во второй половине столетия обширной земледельческой территории, на которой были созданы многочисленные херсонесские укрепленные и неукрепленные поселения, а земельные массивы были поделены на участки. Конкретный ход событий, связанных с территориальной экспансией Херсонеса неизвестен, но есть основания думать, что приобретение новых владений могло носить военный характер, причем не исключено, что Херсонес в этом районе мог столкнуться с интересами не только скифов, но и, возможно, Ольвии, с которой была связана Керкинитида, а может быть и некоторые другие поселения этого района.
           Превращение Херсонеса в значительное государство с обширными земельными владениями, на которых была организована мощная производственная сельскохозяйственная база, специализировавшаяся главным образом на выращивании винограда и хлеба, вывело его в число крупных причерноморских полисов - экспортеров собственной продукции. На вторую половину IV-III в. до н. э. приходится максимальный расцвет экономики и культуры Херсонеса, что надежно засвидетельствовано всеми категориями археологического материала.

    ЭПОХА СКИФО-ХЕРСОНЕССКИХ ВОЙН [вверх]

           Однако уже в III в. до н. э. на Херсонесе, по-видимому, сказывается общее изменение военно-политической обстановки в Северном Причерноморье. Херсонес с самого начала существовал в окружении весьма воинственных и обычно враждебных ему племен - тавров и скифов. Городу неоднократно приходилось обороняться от их нападений, и в свою очередь херсонеситы, расширяя свои владения, вторгались в пределы соседних племен.
           Свидетелями этих бурных событий являются городские стены со следами неоднократных починок и ремонтов, дополнительными укреплениями и пр., многочисленные крепости и укрепленные усадьбы в Северо-Западном Крыму и на Гераклейском полуострове со следами осад и пожарищ, клады херсонесских монет, запрятанные в разных местах в моменты военной опасности, и т. д. Есть и прямые эпиграфические свидетельства нападений варваров на Херсонес. В борьбе против скифов херсонеситы, вероятно, стремились использовать враждебные отношения между отдельными скифскими племенами или между скифами и другими варварами. Об этом позволяет судить рассказ Полиена о помощи, оказанной Херсонесу сарматской царицей Амагой во время нападения на город скифов. Хотя рассказ этот облечен в легендарную форму, в нем, несомненно, отразились воспоминания о каких-то реальных событиях III в. до н.э.
           В пределах первой трети столетия подвергается разгрому большинство поселений на хоре Херсонеса. Эти события, по-видимому, надо связывать либо с активизацией скифов, либо, что более вероятно, они были в конечном итоге следствием сарматского вторжения в междуречье Дона и Днепра. Археологические материалы свидетельствуют, что во II в. до н.э. Херсонес вступил уже ослабленным, и это столетие прошло для него под знаком сильнейших политических и экономических потрясений.

    ПОХОДЫ ДИОФАНТА [вверх]

           После образования скифского государства со столицей в Неаполе в III в. до н.э. нажим скифов на Херсонес особенно усилился. Скифские укрепленные поселения возникают в непосредственной близости к самому городу. Недостаточность собственных сил для отражения скифов заставила херсонесцев искать поддержки вовне. В 179 г. до н.э. был заключен договор между Херсонесом и царем Понта Фарнаком I, содержащий обязательство Фарнака помогать херсонесцам. Новый нажим скифов на Херсонес в конце II в. до н.э. побудил херсонесцев обратиться за помощью к царю Митридату VI Евпатору, внуку Фарнака I. Это обращение положило начало новому этапу в политической истории Северного Причерноморья. Заинтересованный в распространении своего влияния на северный берег Понта, Митридат послал в 110 г. до н.э. в Херсонес войска под командованием Диофанта. О событиях, происшедших в Крыму в течение нескольких ближайших лет, мы знаем главным образом из почетного декрета херсонеситов в честь Диофанта. Войска Диофанта вместе с херсонеситами разгромили скифов царя Палака и избавили Херсонес от скифской угрозы. Но после возвращения Диофанта в Понт скифы предприняли новое наступление и потребовалась еще одна экспедиция под руководством Диофанта. На этот раз скифам был нанесен сокрушительный удар, вновь были взяты и важнейшие центры Крымской Скифии - Неаполь и Хабеи. После окончания этого похода Диофант направился на Боспор (где он уже побывал с какой-то дипломатической миссией во время первой экспедиции) и устроил, по словам декрета, «тамошние дела прекрасно и выгодно для царя Митридата».
           Вмешательство Митридата спасло Херсонес от скифского разгрома, однако город потерял свою самостоятельность и был вместе с Боспором включен в Понтийскую державу Митридата.

    РИМСКИЕ ВОЙСКА В ХЕРСОНЕСЕ [вверх]

           После разгрома Понтийского царства Митридата VI Евпатора Римом, Херсонес оказался в зависимости от Боспора, и только Цезарь, исходя из интересов Рима в Северном Причерноморье, даровал городу элевтерию (свободу). Херсонесский декрет в честь Гая Юлия Сатира (IРЕ, I2, 691), посланного к Юлию Цезарю, свидетельствует, что Херсонес получил независимость в 46-45 гг. до н.э. После смерти Цезаря боспорский царь Асандр предпринял попытку вновь подчинить своей власти Херсонес, но город отстоял свою независимость. Около 25/24 г. до н.э. Август урегулировал отношения между херсонесской гражданской общиной и боспорскими правителями. По инициативе римской администрации между Боспором и Херсонесом был заключен оборонительный союз, который просуществовал вплоть до римско-боспорской войны, в которой на стороне Рима приняли участие херсонесские вооруженные силы. После этой войны Херсонес получил определенные привилегии и римская администрация, вероятно, взяла на себя обязательство защищать город от варваров. Вследствие этого, в середине 60-х гг. I в. н.э., легат римской провинции Мезии Тиберий Плавтий Сильван пришел на помощь Херсонесу и разгромил угрожавших городу варваров. После этого римские власти стали более активно вмешиваться во внутренние дела Херсонеса, что отразилось на чеканке монеты. На возросшую зависимость Херсонеса от Рима при Флавиях указывают статуи наместников Мезии, практика наделения херсонеситов правами римского гражданства, которые предоставлялись местной аристократии за пределами провинций (обычно в тех случаях, когда Рим вел подготовку включения той или иной области в состав провинции).
           На протяжении второй половины I - первой половины II вв. Херсонес укрепил связи с Римской империей, которая в экстренных случаях оказывала городу военную помощь. Однако римские войска в городе находились недолго и после решения конкретных оперативных задач выводились в места своей постоянной дислокации в Подунавье, а херсонеситы вынуждены были искать помощи у боспорских царей, которые являлись союзниками Рима.
           Только не ранее конца 30-х - 40-х гг. II в. положение кардинальным образом изменилось: в Херсонес и его окрестности вновь были введены римские войска. С этого времени начинается новый этап во взаимоотношениях херсонесской гражданской общины с римской администрацией, наиболее характерной чертой которого было долговременное присутствие римских войск в Херсонесе и его окрестностях, сыгравших решающую роль в стабилизации обстановки в этом районе Таврики.
           На протяжении середины II - третьей четверти III вв. Херсонес являлся крупной базой римского военного присутствия, где кроме сухопутных войск стояли корабли римского флота. На основании имеющихся источников можно достаточно уверенно говорить, что состав римского гарнизона, которым командовал центурион, не оставался неизменным на протяжении второй половины II - третьей четверти III вв. Он менялся в зависимости от обстоятельств, складывавшихся на границах Римской империи в Подунавье и в Таврике. Но на протяжении всего этого периода римские военнослужащие выделялись из состава Мезийской армии империи.
           Наряду с Херсонесом, римские войска были размещены и в других пунктах Таврики, причем, не только на побережье, но и в глубинных районах. А это в свою очередь свидетельствует о том, что имперская администрация на протяжении второй половины II - трети III вв. проводила политику, направленную не только на защиту союзного Риму Херсонесского государства - главного римского опорного пункта в регионе, но и на постепенное освоение сопредельных территорий. Вполне возможно, что стратегической целью этого было последующее включение значительной части Таврики в состав империи. Но в сложившейся в конце II - первой половине III в. ситуации она для этого сил уже не имела. Мощный натиск варваров на дунайскую границу империи привел к тому, что, вероятно, во второй четверти III в. на какое-то время римские войска были выведены не только из всех пунктов Таврики, но и из самого Херсонеса.
           Около 250 г. римские войска вновь появляются в Крыму, но, судя по имеющимся сейчас данным, они теперь дислоцировались уже только в Херсонесе и, следовательно, масштабы римского военного присутствия в сравнении с более ранним временем сократились. Но на этот раз римские войска здесь оставались недолго и были выведены не позднее третьей четверти III в. Этим заканчивается более чем столетняя история постоянного римского военного присутствия в Таврике.

    ХЕРСОНЕС В РИМСКИЙ ПЕРИОД [вверх]

           Государственное устройство Херсонеса в первые века н.э. можно определить как элитарную республику, реальная власть в которой принадлежала представителям количественно ограниченной группы богатых и влиятельных семей, получивших права римского гражданства. Эти лица занимали высшие магистратуры, избирались членами Совета, исполняли обязанности жрецов и, следовательно, играли ключевую роль в государственном управлении Херсонеса. Именно на эту группу лиц ориентировалась римская провинциальная администрация, которая видела в ней опору и проводника политики, выгодной империи в Северном Причерноморье.
           «Свобода», полученная Херсонесом, была свободой в римском смысле, с определенным статусом, согласно которому город был лишен права вести внешнеполитические дела, но сохранял внутреннюю автономию, свои институты и магистраты, право управлять на основе своих законов, чеканить медную монету, право собственности на землю, на налоги и пошлины. Город мог обращаться к императору и наместнику Нижней Мезии, что херсонеситы и делали, когда у них возникали конфликты с римским гарнизоном и с непосредственным представителем римской администрации в лице военного трибуна.
           Все эти годы Херсонес содержал римский гарнизон, состоявший из подразделений I Италийского, V Македонского и XI Клавдиева легионов, а также вспомогательных войск. В его гавани находились корабли Мезийского флота. Возглавлял гарнизон и эскадру военный трибун, под командованием которого были, вероятно, подразделения и посты бенефициариев, охранявшие подступы к Херсонесу на побережье и сухопутные дороги Юго-Западного Крыма.
           Присутствие римского гарнизона и флота позволило оградить город от нападений соседних племен, обеспечить безопасность на дорогах и морских путях сообщения, что способствовало оживлению торговли и развитию ремесел и промыслов. В первые века нашей эры увеличилось количество производственных сооружений. Можно думать, что в первые века нашей эры Херсонес являлся крупным ремесленным центром, где были развиты самые разнообразные производства.
           Целый ряд жилых кварталов включал рыбозасолочные цистерны, что свидетельствует о большом развитии рыбного промысла, отдельные находки свидетельствуют о существовании мастерских по обработке металла. В это же время расширяется керамическое производство.
           Особый интерес представляет черепица с клеймами римских воинских частей, изготовлявшаяся солдатами. В Херсонесе найдено не менее пяти типов клейм с названиями V Македонского и XI Клавдиева, I Италийского легионов и вексиляции Нижней Мезии. Все черепицы с клеймами римских легионов найдены в районе цитадели - предполагаемом месте расквартирования римских войск.
           В первые века н.э. значительно усилилось фортификационное строительство, причем не только в римской цитадели, но и по остальному периметру города. Однако укрепление оборонительных рубежей происходило в основном за счет перестроек и достроек, когда наращивались дополнительные пояса и ярусы, как, например, в башне Зенона. Оборонительные линии и сооружения Херсонеса в целом соответствовали требованиям того времени, хотя имели и свои особенности. Вместе с тем именно в Херсонесе был использован такой прогрессивный фортификационный прием, как устройство перибола.
           Из надписей, найденных в Херсонесе, известно, что в первые века н.э. в городе строятся новые храмы, к сожалению, не сохранившиеся. Перестраивается театр. Теперь он мог использоваться и как цирк - для боев гладиаторов. О богатстве архитектурного облика зданий можно судить по обнаруженным деталям - мраморным и известняковым капителям, базам колонн. В римскую эпоху сохранилась прежняя планировка города, но кое-где увеличились размеры кварталов. На месте разрушенных домов эллинистического периода в I - II вв. были возведены новые здания, отличавшиеся большими размерами и соответственно массивностью стен. Есть основания предполагать повышение уровня благоустройства по сравнению с предшествующим временем – появление терм, проведение загородных водопроводов, развитие канализации, что вполне логично связывать с римским влиянием. В целом же архитектура Херсонеса носила достаточно провинциальный характер. Здесь отсутствовали крупные монументальные сооружения. Неизвестны в Херсонесе аркады, а также характерные римские типы жилых домов, присущие римской архитектурной традиции системы каменных и кирпичных кладок стен. Весьма ограниченным было и применение так называемого римского бетона и сводчатых конструкций.
           Постройки римского времени лучше всего известны в двух районах города: на цитадели - площади в юго-восточной части городища, огражденной со всех сторон оборонительными стенами, где вероятнее всего и размещался римский гарнизон, и на Северном берегу. Строительные остатки, открытые на территории цитадели Херсонеса, свидетельствуют, что здесь, как и в других районах огромного римского мира, римские военнослужащие вели широкомасштабное строительство. Но застройка так называемой херсонесской цитадели имела свою специфику. Поэтому этот укрепленный район, нельзя рассматривать в качестве типично римского военного лагеря.
           Торговля Херсонеса в первые века нашей эры развивалась, как и в предыдущую эпоху, по двум основным направлениям: с местными степными племенами и с остальным античным миром. Из Херсонеса вывозились рыба, вино, краснолаковая посуда, стеклянные изделия, металлические предметы и др. Поддерживались традиционные торговые связи с Малой Азией и Сирией, откуда в Херсонес привозились стеклянные и керамические изделия. Появляются новые направления торговых связей: это (если употреблять современные географические названия) - Италия, Северная Африка, Испания, Южная Франция, откуда в Херсонес поступала краснолаковая керамика, Северная Германия (Кельн), откуда попадали изделия из стекла.

    НАСЕЛЕНИЕ ХЕРСОНЕСА В ПЕРВЫЕ ВЕКА Н.Э. [вверх]

           В первые века н.э. Херсонес жил полнокровной жизнью, сохраняя главные полисные традиции и обычаи. Римские легионеры внесли, конечно, свой особый стиль и колорит в его культурный облик.
           Анализ письменных, эпиграфических и археологических источников позволяет в целом воссоздать повседневную жизнь херсонеситов, типичную для греческого города того времени. Все жители говорили по-гречески, жили по дорийскому календарю, носили эллинскую одежду и прически, пользовались предметами обихода, сходными с подобными вещами, которые были распространены в других греческих городах.
           Мировоззрение населения Херсонеса в первые века н.э. вплоть до принятия христианства развивалось по двум взаимосвязанным и в то же время противоположным направлениям. Соответственно первому из них, эллинские культы божеств по-прежнему пользовались большой популярностью. Все божества сохраняли свои исконные функции, атрибуты и символы. Особое внимание, как и прежде, уделялось культу верховной покровительницы и спасительницы Партенос (Девы). Кроме главной покровительницы Херсонеса, особое значение приобретали культы многих олимпийских божеств. Среди них фиксируются и не пользовавшиеся здесь особой популярностью ранее, в эллинистический период. Последнее определялось историческими факторами, в частности укреплением связей с Римской империей, поскольку римские императоры в политических целях периодически возвышали культы наиболее популярных эллинских божеств - Афродиты, Аполлона и его сына Асклепия.
           Однако наиболее общие тенденции развития религиозных представлений, характерные для территории всей Римской империи, прослеживаются и в Херсонесе. Наиболее показательным в этом отношении являются памятники, связанные с распространением веры в бессмертие души и загробное блаженство.
           Усложнение этнического состава населения Херсонеса в первые века н.э. следует считать естественным и закономерным процессом, который шел в это время во всем античном мире. Во II в. н.э. отмечается проникновение в состав населения Херсонеса сармато-алан, но говорить о сколько-нибудь значительной степени варваризации населения Херсонеса нет оснований. Здесь, наряду в потомственными греками-херсонеситами, жили выходцы из других районов античного мира, социальный статус и положение которых в обществе были разными. Проживали здесь греки (из городов Амастрии, Гераклеи), а также представители туземного населения Малой Азии и выходцы с Боспора. В Херсонесе находились также римские солдаты, члены их семей, наследники и вольноотпущенники. Среди них были греки, фракийцы, иногда другие этнические элементы, но главным образом уроженцы Придунайских провинций. Число римлян и италиков было, вероятно, ничтожным, поскольку даже офицеры гарнизона, расквартированного в Херсонесе и его окрестностях, в большинстве своем были греческого происхождения. Таким образом, этнический состав населения Херсонеса изменился значительно меньше, чем других городов Северного Причерноморья.

    ПОЗДНЕАНТИЧНЫЙ ХЕРСОНЕС [вверх]

           В третьей четверти III в. начинается заключительный этап римского периода в истории Херсонеса, который иногда рассматривают в качестве самостоятельного и называют позднеантичным. Его начало относится к третьей четверти III, а конец - ко второй четверти - середине VI в. Начальный этап выделенного периода совпадает с рядом «готских походов» против Римской империи, причем, основная база этих варварских походов находилась на Боспоре. В результате этих событий этническая ситуация в Крыму изменилась. В окрестности Херсонеса переселяются племена готского союза. Смешавшись с местными сарматами, пришельцы образовали полиэтничный массив, в средневековых источниках известный под именем крымских готов. Это население установило тесные политические, экономические и культурные связи с Херсонесом.
           В течение следующего столетия изменяются принципы обороны Херсонеса, - теперь эта функция была возложено на гарнизон баллистариев. Хотя Херсонес формально не входил в состав Восточной Римской империи, на практике его положение не многим отличалось от статуса других византийских городов. В Херсонесе функционировали органы местного самоуправления, возглавляемые, по-видимому, «отцом города». Выражением зависимости от Византии были налоги и торговые пошлины. В результате реформы императора Зенона Херсонес получил право самостоятельно собирать и использовать часть налогов. Собранные деньги шли на нужды городской общины и строительство.
           В VI в., вероятно, при Юстиниане I, статус города меняется. Херсонес становится центром одноименной провинции, в которую входили так же южный берег Крыма и Боспор. Расширение Византийской Таврики привело к повышению ранга ее правителей. Во второй половине VI в. военную и гражданскую власть в регионе осуществлял военный наместник - «дукс Херсона».
           В конце IV – VI вв. изменяется название города. Теперь оно звучит как «Херсон». В это же время господствующее положение в области идеологии занимает христианская церковь. Результаты анализа имеющихся в настоящее время данных свидетельствуют, что ко времени не ранее правления императора Юстиниана I (527 - 565 гг.) следует относить начало массовой христианизации населения города. Именно середину VI в. в истории Херсонеса можно рассматривать как своеобразный рубеж между античностью и средневековьем, когда в основном сложились те социально-политические и экономические предпосылки, которые позволили Херсону успешно развиваться на протяжении еще почти тысячелетия. С этого времени уже можно смело говорить о христианском Херсоне и начале в его истории новой эпохи - эпохи средневековья. [вверх]

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Античные государства Северного Причерноморья/Археология СССР. - Москва, 1984

    2. Зубарь В.М. Херсонес Таврический и Римская империя. Очерки военно-политической истории. Киев, 1994

    3. Кадеев В.И. Херсонес Таврический в первых веках нашей эры. - Харьков, 1981

    4. Кадеев В.И., Сорочан С.Б. Экономические связи античных городов Северного Причерноморья в I в. до н.э. - V в. н.э. (на материалах Херсонеса) - Харьков, 1989


  • [Доколонизационный период]  [Античный период]  [Средневековый период]
    [Известия древних писателей о Херсонесе]  [Каменный архив Херсонеса]  [Херсонесские сказки]
    [Вопросы специалистам

    [История]  [Раскопки]  [Музей]  [Заповедник]  [Городище]  [Хора]  [Окрестности]  [Сервисный раздел]
    [Виртуальная карта]  [Наша галерея]  [Добавить фото]  [Укр]  [Eng]
    © Проект «Мегарика», 2016

    info@chersonesos.org
    Все права защищены