Главная | Контакты | |||||||||||||
История | Раскопки | Музей | Заповедник | Городище | Хора | Окрестности |
В качестве эпиграфа завершившегося в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» международного семинара «Музеефикация археологических объектов» можно смело взять слова председателя горгосадминистрации В. Г. Яцубы о том, что «история- круглая». Правда, относились они совсем не к семинару, а к оценке деятельности создателя Херсонесского музея К. К. Косцюшко- Валюжинича, но одно с другим на самом деле очень даже связано. А именно: как только Карл Казимирович 120 лет назад открыл «Склад Севастопольских древностей», так возникла и проблема консервации археологических объектов. Причем, сам мэтр не всегда справлялся с ней успешно. За что и бывал критикуем современниками. С тех пор тема актуальности не только не потеряла, но и обострилась. «Последние десятилетия мы видели, что Херсонес чахнет на глазах»,- делился сравнительно недавними наблюдениями на открытии семинара директор Крымского отделения Института Востоковедения Национальной Академии наук Украины А.И. Айбабин. Процесс, надо честно отметить, зашел далеко- уже не только профессиональный взгляд ученых замечал: а экспозицию-то с лица городища время стирает -руины осыпаются и зарастают травой… Разумеется, увидели это и эксперты ЮНЕСКО, прибывшие в заповедник после получения номинационного пакета на включение Херсонеса в список Всемирного наследия. Они, конечно, дипломатичнее соотечественника Айбабина, но смысл большинства самых первых рекомендаций сводился к тому же: территорию городища надо убирать. Убирать траву, смотреть за стенами, подкреплять их не по мере обрушения, а в соответствии с международными правилами музеефикации. Звездный час музеефикации городища пришелся аккурат на советское время. Работы на его территории велись, как вспоминает тот же А.И. Айбабин, «ежегодно и ежедневно, непрерывно шла реставрация открытых стен». Дело не такое уж неблагодарное и с точки зрения археологии- на этот период приходится ряд достаточно громких открытий «по- открытому» (находки в процессе реставрационных работ на Башне Зенона, 1-й куртине, Базилике 1935 года и т.д.). Потом стало не до музеев и, к сожалению, не наши, а иностранцы первыми вернулись в Херсонес с классическими методами ведения музейного хозяйства. Американцы из экспедиции Института классической археологии Техасского университета, поляки из Универститета им. Адама Мицкевича (г. Познань)… С последними на основании двустороннего договора Национальный заповедник «Херсонес Таврический» сотрудничает с 1997 года по сей день. Место многолетнего приложения сил совместных экспедиций- квартал №55 (квартал с «Пятиапсидным храмом») на территории Херсонесского городища- один из немногих современных примеров системного отношения к развитию музейной экспозиции под открытым небом. Закономерно, что именно на этом участке городища площадью 0,12 га было решено реализовать, как сказал генеральный директор заповедника Л. Жунько, «пилотный проект, задающий направление движения к нашей главной цели — унификации всех методов и технологий, чтобы в будущем не было разночтений в изучении, подаче материала и создании информационного пространства для посетителей музея». Официальное название проекта- «Музеефикация археологических объектов: инновационные методы в создании экспозиции под открытым небом в Херсонесе Таврическом». Он разработан при участии археологов – авторов раскопок (к.и.н. Е. Кленина, проф. А. Бернацки, проф. Е. Розпендовски) Севастопольским филиалом Государственного научно-исследовательского и проектно-изыскательского института «НИИпроектреконструкция». Перед этим были проведены консультации с польскими и греческими специалистами (Университет им. А. Мицкевича в Познани, Варшавская Академия искусств, Межакадемический институт консервации и реставрации объектов искусства, Археологический музей и Музей византийской культуры в Салониках, Археологические заповедники в Дельфах, Микенах, Эпидавре, Коринфе). Сроки реализации проекта- с декабря 2011-го по август 2012 года. Он должен был решить две основные задачи: сохранение археологических остатков уникального памятника и его экспонирование с включением в туристический маршрут заповедника. Средств на реализацию задуманного на тот момент не было и документ отправили на конкурс грантовых проектов «Развитие Украины», который проводил Фонд Рината Ахметова. Проект стал победителем, но денег под него выделили ровно половину необходимого. Обстоятельства проверяли на прочность публичную декларацию нового генерального директора о том, что «Херсонес должен позиционировать себя, как активно развивающийся музейный комплекс и научный центр»… Деньги в бюджете заповедника в итоге Жунько нашел. Реставрационно-консервационные работы проводились в соответствии с положениями международных документов о консервации и реставрации археологических памятников и с учетом основного требования конвенции ЮНЕСКО – сохранения аутентичности уникального культурного наследия, представляющего мировое значение. В работе широко использовался опыт специалистов Евросоюза. Проект: «Музеефикация археологических объектов: инновационные методы в создании экспозиции под открытым небом в Херсонесе Таврическом» в процессе реализации сделался по-настоящему международным. В качестве третьей стороны к нему подключились и россияне из Саратовского государственного социально-экономического университета. В ходе реализации проекта по современным технологиям (с использованием геотекстиля) проведены консервационные работы на территории квартала с «Пятиапсидным» храмом, спроектированы и изготовлены цветные таблицы с информацией об объектах квартала на трех языках. Для создания таблиц использованы трехмерные компьютерные реконструкции, оригинальные информационные тексты на русском, украинском и английском языках. Выполнены работы по созданию смотровой площадки для кругового обзора памятников Херсонесского городища античного и византийского времен, монастырских построек. С площадки хорошо просматривается и Севастополь. У археологов принято выносить результаты своих законченных усилий на суд коллег. «Собственно, это и есть одна из причин проведения международного семинара по данной теме,- пояснила зав. отделом научно-исследовательских работ Национального заповедника «Херсонес Таврический» Е. Кленина.- Нам хотелось услышать оценку наших усилий на 55-м квартале, понять в правильном ли направлении движемся». На семинар приехали ведущие специалисты Европы в вопросах музеефикации и консервации археологических объектов. Среди участников ученые из Межакадемического института консервации и реставрации памятников искусства (Польша), Аристотель Университета и Археологического музея (Салоники, Греция), университетов и музеев Польши, России, Украины. Столь представительное по звездности в своей специализации имен общество в Херсонесе еще не собиралось. Естественно, что семинар вышел далеко за границы квартала №55. Слушая доклады поляков и греков о достижениях в области консервации и реставрации памятников искусства наши заметно ностальгировали. Действительно, не всегда ведь было так, как сейчас. Некоторые из участников семинара, в том числе и зарубежных, смогли вспомнить то время, когда школа реставраторов заповедника считалась ведущей по целому ряду направлений. Например, Херсонес в свое время стал на Украине родиной реставрации мозаик и фресок (мозаики Софии Киевской восстанавливали специалисты из Севастополя). Самое простое- восстановить материальную базу реставрации,- считает генеральный директор Л.М. Жунько,- сложнее вырастить специалистов. На самом деле в нынешних условиях и первое совсем не просто, но в заповеднике всего за год сделали почти невозможное. Во-первых, дооснастили реставрационную мастерскую: на сегодня по своему профилю она, пожалуй, в Крыму- лучшая. Во-вторых, в структуре заповедника появился новый отдел- научной консервации- с собственным производственным подразделением из пяти человек. Мелочи, вроде бы, но эти нововведения позволили кардинально поменять общие правила для археологических экспедиций, желающих работать в Херсонесе. Открытые листы в юбилейном 185-м сезоне получали только те, кто мог, кроме раскопок, выполнить и консервацию раскопаных памятников. В нынешнем году примерно треть из 18 экспедиций «шли по-хоженому», т.е. доисследовали работу именитых и не очень предшественников (копали, в том числе, и Базилику Крузе), попутно реставрируя эти размазанные безвременьем объекты. Участники семинара с приятным удивлением обнаружили появившийся вдруг в монастырском саду объект, о котором разве что маститые археологи помнили понаслышке- время и напластования мусора за 117 лет вторично надежно скрыли от глаз посетителей храм 11-13 вв., случайно открытый и раскопанный К.К. Косцюшко- Валюжиничем в 1895 году (т.н. Храм в Монастырском саду). Председатель городской государственной администрации В. Г. Яцуба даже увидел в происходящем сейчас в заповеднике некую преемственность в работе двух руководителей. Мол, Косцюшко много сделал для открытия Херсонеса- Жунько очень многое делает для его сохранения: и в этих усилиях Леонид Михайлович может смело рассчитывать на поддержку исполнительной власти города. Действительно, перед нынешним руководителем музея стоят весьма масштабные задачи в связи с номинированием Национального заповедника в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Положительное решение вопроса- это, по словам того же губернатора «сохранение земель Херсонеса, это- финансирование, это- международное признание, это-защита Херсонеса, это-дань Величию Херсонеса». Задача- архисложная. «Проблемы презентации и интерпретации памятников в свете номинации Херсонеса в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО», судя по одноименному докладу заместителя генерального директора Л. В. Седиковой, нынешнее поколение херсонеситов видит весьма объемно. И, что самое главное, видит не со стороны, а как рабочий процесс. Наверное, именно поэтому, как заметил в своем выступлении А.И. Айбабин, «сейчас в Херсонесе приятно. В городе появилась экспозиция. За городом стали смотреть». И, пожалуй, это уже личные наблюдения автора,- город стали больше уважать. Поляки в лице директора Межакадемического института консервации и реставрации памятников искусства (Варшава) Анджея Косса откликнулись на приглашение Л.М. Жунько участвовать в возрождении школы реставраторов в Херсонесе. Жизнь вплетает в историю древнего города новые сюжеты. Жив Херсонес.
А. Скрипниченко
|
||
Новость просмотрена 14972 раз(а)... |