Главная | Контакты | |||||||||||||
История | Раскопки | Музей | Заповедник | Городище | Хора | Окрестности |
Научная жизнь |
Информация об археологических исследованиях
|
Храмовый комплекс с основанием алтаря. Вид с юга |
Храмовый комплекс возник, вероятно, на месте священной пещеры. Подобное обожествление природных достопримечательностей характерно для ранних этапов возникновения любого древнего города или поселения. Священным местом могла быть роща, отдельно стоящий камень, ручей, или же пещера. В нашем случае именно пещера стала священным местом для херсонеситов, только что обосновавшихся в этих местах.
Сведения о священной пещере имеются у древних авторов, в их трудах, посвященных Херсонесу. В конце V в. до н.э., когда зарождался город, его территория не превышала 10 - 12 га и занимала площадь от Карантинной бухты на юго-востоке до так называемой «монастырской купальни» (немного западнее колокола). На это указывают остатки оборонительной стены V в. до н.э., обнаруженной здесь во время раскопок 2005 г. При возведении стены строители включили пещеру в черту города, отодвинув стену на запад, хотя им удобнее было бы поставить стену на склоне балки, где находится пещера.
Во второй половине IV в. до н.э. территория города была значительно расширена. Именно тогда город и был распланирован по системе милетского архитектора Гипподама. Древняя оборонительная стена была тогда разобрана, а новая оборонительная линия прошла гораздо западнее. При решении вопроса о священном участке (пещере), оказавшемся теперь почти в центре города, античные архитекторы находят выход в строительстве здесь храмового комплекса. Его композиционным центром стала сама пещера, включенная в основание храма.
Основание алтаря храмового комплекса | Вход в «священную пещеру» |
Над ней, вероятно, возвышался так называемый «храм в антах» дорического ордера. С западной стороны от храма, на площади, воздвигается семиступенчатый алтарь.
Храмовый комплекс после раскопок | Общий вид участка с храмовым комплексом после раскопок |
Общий вид двора и храмового комплекса после благоустройства |
Для размещения народа, с северной стороны от храма была устроена площадь. Чтобы попасть в храмовый комплекс из центра города, нужно было пройти по двум поперечным улицам. Из западной части города к храму вела продольная улица. Таким образом, если мы посмотрим на архитектуру центра античного Херсонеса, то мы увидим единый ансамбль, состоящий из Главной городской площади, стоявших на ней храмов и «храмового комплекса», расположенного с северной стороны от площади.
Вид участка с воздуха. Изображение с сайта http://1panorama.ru/ |
О культовой принадлежности комплекса, т.е., какому богу или богам он был посвящён, нельзя сказать однозначно. Найденные при его раскопках культовые статуэтки принадлежат различным богам: Деметре, Персефоне, Гермесу.
Фрагменты терракотовых статуэток, найденных при раскопках Храмового комплекса |
Из эпиграфических находок интерес представляют надписи – проксения (торжественный акт дарования прав чужеземцу), выданная в I в. н.э. жителю города Амастрии (располагалась на территории совр. Турции) Гаю, сыну Антиоха.
Проксения Гаю, сыну Антиоха, амастрийцу |
Вторая надпись принадлежит жителю Херсонеса Парфеноклу. Не исключено, что человек с таким именем имел какое-то отношение к храму Девы (Парфенос), каковым мог быть описываемый здесь комплекс.