Dear Web guests, You may request further information from our specialists staff on any subject that interests you.
Simply complete the questionnaire below.
Please fill in the "code"-field with symbols represented on the image to the right of that field.
"Здравствуйте! Расскажите пожалуйства, какой способ отопления жилищ был у жителей Херсонеса? Как у богатых, так и у бедного населения.
Если это возможно, укажите пожалуйста научную литературу, где бы воочию можно было об этом узнать."
Здравствуйте, Глеб. Благодарю за вопрос.
Учитывая суровость крымских зим (по сравнению с холодным временем года в Средиземноморье), создание эффективной системы обогрева жилищ было одним из необходимых условий выживания эллинов. Тем не менее, пока что не удалось обнаружить каких-либо существенных отличий, характерных исключительно для быта причерноморских греков.
Большинство жилых античных греческих домов не имели сколько-нибудь сложной системы отопления. Для обогрева использовался обычный кухонный очаг. В теплое время года пищу приготовляли на очаге во внутреннем дворе дома, в холодное же – на печи или очаге внутри здания. Этот очаг, как правило, и выполнял отопительную функцию. Для тех же целей использовались переносные керамические жаровни
(рис. 1)
: их наполняли тлеющими углями и ставили в нужное помещение.
Сложнее сказать, как при этом была устроена вентиляция. Обычно считают, что в большинстве эллинских жилищ в принципе отсутствовали дымоходы: основная часть комнат сообщались с двориком, и чтобы проветрить помещение, нужно было открыть дверь. Вряд ли подобная система была оправдана в условиях крымских зим. Учитывая, что даже в жилых домах материковой Греции (к примеру, в Олинфе) исследователи в последнее время выделяют дымоходы, надо полагать, что они имелись и в херсонесских домах. В этом качестве, а не только для освещения, использовались и небольшие окна античных домов
(рис. 2)
. Следует отметить находки кровельных черепиц с вентиляционными отверстиями
(рис. 3)
. Скорее всего, они также предназначались для выведения дыма, исходящего от описанных выше жаровен.
Наконец, нельзя обойти стороной наличие в ряде херсонесских построек гипокауста – системы отопления полов. Эти технически сложные даже по нынешним меркам конструкции становятся популярными в римскую эпоху, в первых вв. н.э. Под полами находилась сеть каналов и труб, по которым циркулировал горячий воздух, нагнетаемый из печи. Все подобные устройства в Херсонесе (минимум четыре случая) зафиксированы исключительно в общественных сооружениях, а именно в термах (банях). Нужно сказать, что и в остальном античном мире такие дорогостоящие отопительные системы сравнительно редко встречаются при раскопках частных домов. Исключение составляют жилища знати. Пока что нам не удалось в Херсонесе обнаружить ни одного частного дома с подогреваемым полом. Возможно, следующие полевые сезоны изменят эту ситуацию.
Вам отвечал научный сотрудник Максим Игоревич Тюрин
Юлия
Севастополь
11/19/2012 12:11:42 pm
"Как называлось учебное заведение в котором юноши с 16 до 18 лет занимались гимнастикой, а так же получали образование?
Данный вопрос из школьной программы за 4 класс - на который ответ с ребенком не нашли не в одном из источников!"
Добрый день.
Такое заведение называлось "гимнасий".
Гимнасий — в древне-греческих городах учебное заведение для детей полноправных граждан (в возрасте от 16 до 18 лет), содержавшийся на государственный и общественный счет. Учителей для Гимнасия специально подбирали и платили им жалованье. Ученики Гимнасий совершенствовались в физических упражнениях и завершали обучение наукам и искусствам, начатое в школах для младшего возраста.
В эллинистическое время в Гимнасиях учились главным образом дети богатых родителей. В Египте, например, им в
первую очередь была обеспечена служебная карьера. Во главе Гимнасия
находился избираемый на определенный срок из богатых граждан гимнасиарх. В порядке литургии он должен был давать дополнительные средства на содержание Гимнасия. Одновременно он был почетным главой всей корпорации граждан, окончивших Гимнасий. Для взрослых Гимнасий был местом вроде клуба, где приятно проводили время, обменивались
новостями, слушали выступления популярных философов и т.д.
Источник - http://www.ancient-history.ru/index.php?cnt=14&word=93
Евгений
Севастополь
11/11/2012 02:31:28 am
"Добрый день.
Я бы хотел узнать мнение специалистов заповедника о плите, с фрагментом надписи и тремя монограммами, и её интерпретацию как закладной плиты феодоритской крепости на территории цитадели Херсонеса.
Заранее благодарю!"
Воздушный замок феодоритов в херсонесской цитадели.
Здравствуйте, Евгений. Спасибо за интересный вопрос. К сожалению, интересующая Вас плита не сохранилась, что существенно усложняет интерпретацию памятника. Судя по всему, плита действительно украшала некий феодоритский военный пункт на руинах Херсонеса-Херсона.
Первый исследователь, который видел ее воочию, – П.С. Паллас, ученый-энциклопедист и путешественник, побывавший на руинах древнего города в конце XVIII столетия. Из его работы нам и известно о самом факте существования этой надписи. Другой ученый, Дюбуа де Монпере, предусмотрительно оставил зарисовку плиты, которая затем бесследно сгинула, почти наверняка использованная как строительный материал при возведении Севастополя. Судя по приведенной в книге Дюбуа иллюстрации, плита содержала три весьма затейливые монограммы. Затейливые настолько, что только первую из них исследователи смогли «дешифровать» уверенно. Она, несомненно, скрывает имя князя Исаака, одного из последних правителей княжества Феодоро. По поводу центральной монограммы, мнения исследователей разделились. Одни склонны видеть в ней имя иного владетеля Феодоро – Олубея (если это только не титул), другие – хана Мангли –Гирея. Есть и прочие точки зрения. Интерпретация последней монограммы еще более запутана. Возможно, здесь представлено имя владетеля крепости в последний период ее существования. Над тремя монограммами на рисунке Дюбуа де Монпере видны скупые остатки надписи, которую переводят как «…поставлено в замке Херсонии».
Скорее всего, плита красовалась в одной из башен (башне «Зенона»?) т.н. «Цитадели», отремонтированной мангупскими князьями в третьей четверти XV в., когда весь город уже лежал в развалинах. Точнее сказать невозможно хотя бы потому, что слои интересующего нас времени не сохранились. Верхние ряды кладки стен и башен Херсонеса были разобраны задолго до начала исследования памятника. Поэтому пока что непонятно, насколько «серьезным» был предполагаемый «замок». В любом случае, крепостные сооружения этой части древнего города даже сейчас производят сильное впечатление. Вряд ли в XV в. требовались значительные работы, чтобы привести в порядок одну из башен и временно превратить ее в резиденцию феодоритского чиновника.
Все это, однако, остается в разряде допущений. Делать далеко идущие выводы на основании одной-единственной фрагментированной плиты, да к тому же, пропавшей, как Вы понимаете, никто из исследователей всерьез не рискнет.
Подробнее о плите Вы можете узнать в следующих работах:
Виноградов А.Ю Строительные надписи византийского Крыма. Addenda et corrigenda// Вопросы эпиграфики. 2006. Вып. 4.- С .217-253. (Эту работу можно легко найти в Интернете).
Чореф М.М. «AB EXTERIORIBUS AD INTERIORA», или некоторые недоуменные вопросы истории христианской Таврики. // Современные научные исследования и инновации. – Август, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1779
Считаю своим долгом предупредить, что перечисленные авторы категоричны в своих суждениях, причем все трое придерживаются противоположных взглядов насчет прочтения монограмм и датировки плиты.
Ответ на свой вопрос Евгений пожелал получить на свой e-mail-адрес, но администрация сайта решила поделиться этой информацией со всеми посетителями. Надеемся, что Евгений возражать не будет.
Вам отвечал научный сотрудник Максим Игоревич Тюрин
Юрий
Симферополь
09/15/2012 03:33:47 pm
"Здравствуйте ! Скажите пожалуйста сколько стоит входной билет?"
Здравствуйте, Юрий!
Спасибо Вам за посещение нашего сайта, с ценами на входные билеты и
другой полезной информацией Вы сможете ознакомиться на этой странице.
Желаем Вам приятных впечатлений от Херсонеса.
Александр
Мерчик
04/18/2012 09:27:22 pm
"Здравствуйте!
На монетах греческого периода Херсонеса часто изображалась херсонесская Дева.Купил себе даже копию такой монеты. Показывал ее экскурсоводу в районе Симеиза,где отдыхал. Она сказала,что это таврская богиня,которая вошла в совет Олимпа,покровительствовала и таврам и грекам.До Херсонеса ее культ был распространен на ЮБК,а ритуалы проходили на горе Кошка.Сослалась на древних писателей,что-то про Ифигению в Тавриде и про Деву на Олимпе.Говорила про ее храм,который был в Херсонесе. Проясните пожалуйста ситуацию про храм и эту богиню."
Здравствуйте, Александр!
Сразу скажу, что экскурсовод несколько упростила суть вопроса. Что ж, попробуем разобраться, кому поклонялись граждане Херсонеса, и какое отношение к этому культу имели тавры.
Из сообщений древних авторов нам хорошо известно, что тавры почитали некое верховное женское божество, которому приносились кровавые жертвы в горных святилищах. Подробнее об этих обрядах можно узнать из из «Истории» Геродота. Греки соотносили эти верования со своим культом Артемиды. В эллинском мифологическом сознании Горный Крым прочно ассоциировался с легендой об Ифигении, дочери микенского царя Агамемнона, перенесенной сюда Артемидой. Согласно мифу, эта героиня служила здесь жрицей в храме богини, а после вместе с братом Орестом вывезла обратно в Грецию древнюю реликвию - идол Артемиды. Этот сюжет лег в основу всемирно известной трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде». Археологам же в горной Таврике известно несколько варварских святилищ, но археологические остатки на г. Кошка уверенно интерпретируются как поселение, а не святилище.
Что касается культа Девы (по-гречески Партенос) в Херсонесе, то он, несомненно, был чисто греческим. Современные исследователи пришли к выводу, что Дева – это эпитет богини Артемиды, а не самостоятельное божество. Поэтому полностью отождествлять херсонесскую Партенос с богиней горцев нельзя. Вообще, серьезное влияние тавров на религиозную жизнь греков вряд ли имело место. Оно ограничивалось лишь тем, что когда-то, в далекой древности, задолго до основания города, эллины познакомились с жестокими таврскими обычаями и сопоставили верховную богиню варваров со своим божеством природы и охоты. Конечно, херсонеситы чтили и саму Артемиду, и миф о перенесении ею Ифигении в Таврику, и, возможно, священные места в ближайшей округе, связанные с мифом о пребывании царственной жрицы среди тавров. Но об общем для эллинов и варваров культе Девы оснований говорить нет. Напротив, для горожан Партенос выступала Защитницей и Спасительницей (такие эпитеты содержатся в надписях) в борьбе с варварами, в том числе и таврами. Так что херсонесская Дева-Артемида - богиня бесспорно греческая, и переносить ее на Олимп не было решительно никакого смысла: по верованиям греков, она, Артемида, дочь Зевса, и так там обитала.
Херсонесский храм Партенос находился, скорее всего, на теменосе - священном участке города. Этой теме посвящен один из предыдущих ответов на нашем сайте. Кроме того, еще один храм мог располагаться за городом, в районе мыса Фиолент, однако остатки его до сих пор не обнаружены. Здесь же хочется подчеркнуть, что богиня многократно упоминается в посвятительных надписях, декретах, ее чудесные «явления» - эпифании, описал местный историк Сириск, а сам культ Девы носил государственный характер: ее изображали на монетах, от даты начала ее «царствования» отсчитывалась городская эра и т.д.