...Известно,
что во время своей Хазарской миссии 860 г. Константин (Кирилл) не
только нашел евангелие и псалтырь "роусьскыми писмєны писано
и чловека обретъ глаголюща тою бєседою", но и имел тесное общение
с местной иудейской общиной. Кирилл изучил "лошн койдеш"
(древнееврейский) и даже написал еврейскую грамматику. Что известно
о пребывании в Корсуни евреев (иудеев)? Какие памятники, артефакты
оставили они после себя? |
(Продолжение)
"Тот, кто выбрал Иерусалим" - это один из эпитетов Бога.
"Села" - древнееврейское слово, означавшее паузу при вознесении
псалма или молитвы. Она подчеркивала благодарение и превознесение
Всевышнего, выражала мольбу о его помощи и защите. Из надписи следует,
что среди херсонских иудеев были выходцы с Боспора. Показательно,
что этот Анания умел писать на иврите. Иврит, язык, возникший в Палестине,
по-видимому являлся важным объединяющим началом для евреев Херсона.
Он помогал членам общины сохранить свое самосознание и не раствориться
в грекоязычном населении (основную часть населения города в это время
составляли эллины, чаще всего выходцы из других причерноморских городов;
кроме них, там проживали римляне, сарматы, фракийцы). Вероятно, греческий
был языком повседневного общения, бытовым для иудеев Херсона, тогда
как иврит оставался языком культа. Не менее важно и то, что херсонские
иудеи сохраняли память об Иерусалиме. Этот город оставался символическим
центром всех евреев, оказавшихся вдали от родины. Среди процарапанных
на штукатурке надписей есть и написанные греческими буквами еврейские
имена - Енох, Иуда, Исайя, а также слово "Иудея". Украшением
синагоги была, вероятно, монументальная каменная плита с изображением
семисвечника-меноры. В конце V в. херсонская синагога была разрушена,
возможно, в результате землетрясения, но нельзя исключить и злую волю
местных жителей - противников иудеев. О том, как эти события повлияли
на судьбу еврейской общины Херсонеса, ничего не известно. Ясно только,
что синагога более не восстанавливалась. Однако спустя несколько веков
евреи жили в Херсоне.
Сведения об этом можно почерпнуть из
созданного в городе памятника средневековой литературы - "Житий
святых епископов херсонских". "Жития" рассказывают
о первых христианских миссионерах, прибывших в Херсонес в конце III
- начале IV вв. проповедовать новую религию. Здесь им пришлось столкнуться
с сопротивлением со стороны местных язычников и иудеев. Некоторые
епископы были убиты. Преследование первых христиан иудеями и язычниками
- сюжет, очень распространенный в агиографии (описаниях жизни святых
и чудес, с ними связанных). Не обязательно нечто подобное имело место
в Херсоне - может статься, автор просто позаимствовал его из известных
ему сочинений, посвященных византийским святым, перенеся данное известие
на херсонскую почву. Однако нет никаких сомнений, что в то время,
когда создавались жития (VII-IX вв.), какие-то иудеи в городе жили,
а потому их появление в тексте источника не должно было вызвать сомнения
у читателей. Следующее по времени сообщение о крымских евреях относится
к середине IX в. В 860 г. в Таврику прибывает византийское посольство,
во главе которого стоял Константин Философ (в монашестве Кирилл),
будущий изобретатель славянской азбуки. Константина сопровождал его
старший брат, Мефодий. Это посольство было отправлено византийским
императором Михаилом III Пьяницей (842-867 гг.) к правителю хазар
- кагану по его просьбе, чтобы изложить хазарам основы христианского
вероучения. В это время хазарское правительство склонялось к необходимости
принять одну из мировых религий - христианство, ислам или иудаизм
(основная масса хазар была язычниками). Политические цели посольства
были не менее важными, чем религиозные - предстояло урегулировать
спорные вопросы во взаимоотношениях между Византией и Хазарией, а
также обеспечить дружественные контакты между двумя государствами.
Каждое из них претендовало на господство в Северном Причерноморье,
но в то же время было не в состоянии самостоятельно справиться с многочисленными
конкурентами. Путь посольства в Хазарию
пролегал через Херсон, где Константин, по-видимому, провел зиму 860-861
гг., изучая еврейский язык, который мог пригодиться ему в дискуссии
с иудейскими богословами при дворе хазарского правителя. Как сообщает
"Житие Константина", он "…пустился в путь и, когда
дошел до Херсона, научился здесь еврейской речи и письму, переведя
восемь частей грамматики, и воспринял от этого еще большее знание.
Жил там некий самаритянин и, приходя к нему, беседовал с ним, и принес
самаритянские книги, и показал ему. И выпросив их у него, Философ
затворился в доме и отдался молитве, и, приняв знание от бога, начал
читать [эти] книги без ошибок" (пер. Б.Н. Флори).
Самаритяне или самаряне - название этнической группы, образовавшейся
в VII-VI вв. до н. э. в результате смешения остатков населения Израильского
царства с переселенцами из Ассиро-Вавилонии. В эпоху раннего средневековья
они жили на Ближнем Востоке, а о самаритянах в Таврике сведений нет.
Очень возможно, что под "самаритянами" автор "Жития
Константина" имел в виду херсонских иудеев. Некоторые
ученые сомневаются в том, что Константин действительно изучал еврейский
язык, но в данном случае важно другое: с точки зрения автора "Жития",
написанного вскоре после этих событий (между 869 и 880 гг.), святой
мог изучать иврит в Херсоне, поскольку там существовала иудейская
община, владевшая богослужебными книгами. Весной 861 г. византийское
посольство отбыло из Херсона в летнюю резиденцию кагана, которая находилась
в предгорьях Северного Кавказа, недалеко от современной Махачкалы.
Здесь Константин принял участие в дискуссии со сторонниками иудаизма
и ислама, находившимися при дворе хазарского правителя, доказывая
истинность христианской веры. В политическом отношении византийскому
посланнику удалось добиться важного успеха - был заключен союз между
хазарами и византийцами, направленный, очевидно, против внешних врагов
обеих государств, а также урегулированы территориальные споры между
державами, что позволило кагану написать византийскому императору
следующее письмо: "Послал
к нам, владыка [то есть император], такого мужа, что показал
нам [всю] христианскую веру и [догмат] Святой Троицы
словом и делами. И познали [мы], что это - вера истинная,
и повелели, чтобы тот, кто хочет, крестился, надеясь, что и мы к тому
же придем. Все мы - друзья и приятели твоего царства и готовы
[идти] на службу твою, куда захочешь" (пер.
Б. Н. Флори). Тем не менее,
несмотря на эти заверения, уже через несколько лет хазары принимают
иудаизм как государственную религию, что вызвало гневную реакцию византийского
императора Василия I Македонянина (867-886 гг.). Евреям было запрещено
отправление их культа и соблюдение суббот. По империи прокатилась
волна насильственных крещений иудеев, а также других "язычников",
избежать которой, может статься, не удалось и их крымским единоверцам.
Глава византийской церкви, константинопольский
патриарх Фотий, писал боспорскому архиепископу Антонию, что Скифское
(Черное) море заслуживает названия "Благочестивого" благодаря
тому, что проповеди христианских миссионеров, среди которых, по-видимому,
выделялся архиепископ Антоний, привели к широкому распространению
христианства среди окрестных жителей. Однако не следует останавливаться
на достигнутом, делает вывод Фотий: "Если
же ты даже иудеев обратил в пленников Христа, увел бы их, как написал
[мне], из тени [суеверия] и буквы [закона] к
красоте [христианства], сохраняю и преумножаю я прекрасные
надежды на зрелые плоды разного рода, которые при тебе взращиваются".
Вероятно, в третьей четверти IX в. еврейская
община Боспора была столь велика, что крещение ее выглядело в глазах
патриарха и архиепископа делом не только завидным и богоугодным, но
и соответствующим духу времени и политике правящего императора. Кстати
говоря, вовсе не обязательно, что эти евреи жили именно в городе Боспоре
(так в это время назывался древний Пантикапей), ведь подчиненный боспорскому
архиепископу церковный округ (епархия) включал и окрестные земли,
в том числе, видимо, и за пределами Таврики - на противоположном берегу
пролива. Тем не менее, остается неизвестным, увенчались ли успехом
усилия боспорского архиепископа, или же местным иудеям удалось избежать
крещения. В средние века евреи жили
не только в Херсонесе и на Боспоре, но и в других городах и поселениях
в Таврике. Об этом известно благодаря находкам изображений менор,
сделанным в разных местах полуострова - на Керченском полуострове,
в Судаке, Партените и в Бахчисарайском районе. Последнее
упоминание об иудеях в средневековом Херсоне находится в "Киево-Печерском
патерике" - сборнике рассказов о жизни и деяниях монахов древнейшего
на Руси монастыря. Здесь в "Слове XVI" рассказывается история
монаха Евстратия по прозвищу Постник, который был пленен половцами
и впоследствии "…продан в Греческую землю, в город Корсунь
[Херсон], одному еврею, в числе других пятидесяти христиан. Богопротивный
жидовин начал понуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал
противящимся уморить их в оковах голодом". Евстратий же
укреплял собратьев по несчастью в их стремлении не отказываться от
православия, даже ценою собственной жизни. Через две недели умерли
все, кроме самого монаха, так как его организм привык к долгим постам.
Разгневанный хозяин, видя, что деньги его, отданные за пленных, пропали,
и, считая Евстратия причиной произошедшего, сначала распял его на
кресте, а потом пронзил копьем. Перед смертью мученик предрек, что
вскоре и хозяина его, и всех евреев постигнет кара за кровь христианских
рабов. Так и случилось: "Ибо в тот же день пришло повеление
от Греческого царя изгнать из области его всех жидов, отняв у них
имущество, а старейшин их избить за мучение христиан… И в то время,
когда избивали жидов, живущих в греческом городе Корсуни, того окаянного
жидовина, которым был убит преподобный Евстратий, повесили на дереве,
и так злоба его обратилась на его голову, и он воспринял участь Иудина
удавления. Прочие же жиды, видя страшные чудеса по кончине преподобного,
уверовали поистине и крестились." Современным
ученым удалось установить, что гонения на евреев в Херсоне произошли
в 1097 г. Из содержания "Жития" следует, что Херсон в это
время был центром торговли рабами. Невольников пригоняли сюда степняки,
захватившие пленных во время набегов на соседние государства. Эти
набеги обычно происходили весной и осенью, поскольку в это время кочевникам
было удобно нападать на людей, занятых работами в полях. Пленных доставляли
в Херсон, где продавали купцам-евреям, специально приезжавшим в город
для этой цели. Торговцы рабами обычно прибывали в Херсон осенью и
оставались здесь на зиму, дожидаясь весенних партий живого товара,
тем более, что поздней осенью и зимой Черное море было закрыто для
навигации. Приезжим работорговцам помогали жившие в городе соплеменники.
Именно евреям принадлежала своеобразная монополия на работорговлю
в городе. Отсюда невольников вывозили двумя путями - либо на рынки
Восточного Средиземноморья, где перепродавали в мусульманские страны,
либо в саму Византию. Но для того, чтобы второй путь стал реальным,
необходимо было склонить раба к перемене веры. Дело в том, что к тому
времени христианская мораль через посредство церкви и государства
добилась значительного смягчения отношения к рабам. Византийское право
признавало рабство только в отношении тех, чьи родители тоже были
рабами, а также преступников, обращенных в рабство по решению суда,
или язычников. Приобретение рабов-христиан осуждалось обществом, а
иудеям вообще запрещалось законом под страхом смертной казни. Именно
поэтому работорговля для иудеев была хотя и чрезвычайно выгодным,
но и весьма рискованным занятием. Именно поэтому работорговец пытался
склонить Евстратия и его товарищей по несчастью к переходу в иудаизм
- ведь тогда он получил бы возможность перепродать своих рабов в самой
Византии как не-христиан. Пока государство смотрело сквозь пальцы
на деятельность работорговцев-евреев, им ничего не грозило, и они
могли делать свой бизнес. Однако изощренная жестокость иудея, надругавшегося
над верой пленников, вероятно, вызвала возмущение херсонитов, потребовавших
сурово наказать работорговца. Не могли оставаться в стороне и византийские
власти - они дорожили хорошими отношениями с русскими княжествами,
на жителей которых мучительная гибель пленников должна была произвести
гнетущее впечатление. Вероятно, казнен был лишь хозяин Евстратия,
а его единоверцев изгнали из Херсона, предварительно конфисковав принадлежавшее
им имущество. Как бы там ни было,
это - последнее по времени упоминание евреев в Херсоне. О дальнейшей
судьбе иудейской общины в городе ничего не известно. Сумела ли она
восстановиться после разгрома, и что стало с херсонскими евреями потом,
не выяснено. Хотя городу оставалось жить еще не менее трех с половиной
веков, в его истории евреи больше не упоминаются. |
|