Главная | Контакты | |||||||||||||
История | Раскопки | Музей | Заповедник | Городище | Хора | Окрестности |
Античный период |
В конце II в. до н. э. знаменитый полководец Диофант одержал ряд блестящих побед над скифами. В результате Херсонес был избавлен от скифской опасности, а позднескифское государство признало над собой власть правителя государства Понт (оно находилось в Малой Азии и на Ближнем Востоке) Митридата VI Евпатора, от имени которого действовал Диофант. В ознаменование побед в одном из сражений, вероятно, в том, где армии Диофанта противостояло превосходящее ее во много раз объединенное войско скифов и роксолан, и было построено это святилище. Расположено оно на пересыпи - узкой полоске земли, разделяющей Сакское озеро и Каламитский залив Черного моря. Возможно, на этом самом месте и произошло сражение. К сожалению, от священной постройки сохранилось немногое. В ее центре находилась площадка из керамического шлака, на которой, вероятно, приносили в жертву животных. Вокруг нее располагались постройки. Греки приносили богам богатые жертвы - монеты, вино, масло, мясо. Им посвящали каменные рельефы, таблички и стелы с надписями. Интересно, что, хотя в окрестностях находились многочисленные позднескифские поселения, варвары, тем не менее, не пытались ограбить святилище. Возможно, между греками и варварами существовало соответствующее неписаное соглашение. При раскопках памятника найдена мраморная стела с посвящением Артемиде. Существует предположение, что эта богиня считалась покровительницей святилища, причем с точки зрения херсонеситов она была одной из ипостасей их верховной богини Девы. В первых веках н. э. в Таврике появляются римские войска. Они принесли с собой множество новых культов. Вскоре в святилище появляются изображения Героя-всадника, Кибелы, Юпитера, Митры, Геры. Культ Всадника был родом из Фракии, где в его образе почитали верховного бога-спасителя, творца, громовержца, объединившего черты многих эллинистических богов. Ученые предполагают, что неподалеку от святилища находился пост римских войск, контролировавших дорогу из Херсонеса на север, в Керкинитиду и Калос Лимен.
В середине III в. н. э. римляне покидают Таврику - их перебросили на Дунай для борьбы с готами. Приблизительно в то же время прекращает использоваться и святилище на пересыпи Сакского озера.
© Храпунов Н. И.
|