Главная | Контакты | |||||||||||||
История | Раскопки | Музей | Заповедник | Городище | Хора | Окрестности |
Античный период |
Высоко в горах над южным берегом Крыма, на высоте более 1400 м над уровнем моря в древности существовало святилище. Его остатки открыты на перевале Гурзуфское Седло случайно, во время строительства газопровода, и впоследствии исследованы ялтинскими археологами во главе с Н. Г. Новиченковой. С высоты перевала открывается широкая панорама. На север лежит горная страна юго-западного Крыма, за которым расстилаются бескрайние степи, на юг - морское побережье и бескрайняя гладь Черного моря. Трудно найти в горах более удобное место для наблюдений за солнцем, луной и звездами. Рядом перекались дороги, одна из которых связывала горные районы и побережье, а другая тянулась с востока на запад по плоским вершинам (яйлам) гор Главной гряды Крыма. В центре святилища находилась площадка, окруженная рядами высеченных в скале неглубоких ямок. В центре ее горел костер, на котором сжигали приносимое в жертву богам мясо животных. В результате скала во многих местах прокалилась до красного цвета. В святилище приносили разнообразные, часто драгоценные жертвоприношения. Найдены сотни монет, в том числе золотые: херсонесская, римских императоров Тиберия и Нерона, боспорских царей Асандра, Динамии, Аспурга, Митридата VIII. Обнаружена целая серия серебряных и бронзовых статуэток древнегреческих богов Зевса, Посейдона, Гермеса, Артемиды, Тюхе. Застежка от шкатулки сделана в виде скульптурки Афродиты. Серебряная голова пантеры служила украшением мебели. Из серебра сделали браслет в виде змеи и фигурку птицы, по-видимому, орла. Среди золотых изделий - кольцо-печатка с изображением змеи, перстень, на гранатовой вставке которого вырезана бабочка, еще один перстень со стеклянной вставкой, фибула (брошь), украшенную гранатом. Существует предположение, что на Гурзуфском седле находилось воспетое античными писателями святилище Артемиды, которой народ тавров приносил кровавые жертвы. Однако если самые поздние памятники, связанные с таврами, датируются IV в. до н. э., то подавляющее большинство находок с Гурзуфского седла относится к более поздней эпохе I в. до н. э. - I в. н.э. Конечно, античные авторы этого времени знают о таврах и красочно живописуют их кровавые обычаи, но, по мнению ученых, к этому времени тавры полностью растворились среди поздних скифов и утратили свойственную им оригинальную материальную и духовную культуру. Кроме того, в ходе исследований памятника на Гурзуфском седле не удалось найти ни одной вещи, которую можно было бы связать с таврами. Все находки здесь - античные, изготовленные греками или римлянами.
Но, может быть, в это место наследники тавров принесли добычу, доставшуюся им после нападения на римские суда в 45 г. н. э.? В тот год римляне вмешались в междоусобную войну в Боспорском царстве и вскоре посадили на престол своего ставленника. "Однако при возвращении счастье изменило [римскому войску]: несколько кораблей выбросило к берегу тавров, и их окружили варвары, убившие префекта когорты и множество воинов из вспомогательного отряда" (Tacit., Ann., XII, 17; пер. А. С. Бобовича). Но святилище существовало и много до, и много позже этих событий. Кроме того, обнаруженные здесь многочисленные драгоценности как-то не согласуются с нашими представлениями об аскетичном быте римских легионеров. Потому кажется более вероятным, что на Гурзуфском седле отправляли культы богам греческие мореходы, проплывавшие мимо крымских берегов.
© Храпунов Н. И.
|